Запон и его символизм

Перевод с английского статьи «The apron and its symbolism» брата F.R. Worts, M.A., P.A.G.D.C. ДЛ Quator Coronati Lodge #2076, London.

Перевод: Мурза С.

Оригинал статьи:
https://www.freemasonry.bcy.ca/aqc/apron.html

 

Запон и его символика. 
 

История запона.
 

Нет никаких сомнений в том, что масонский запон (фартук), эволюционировал из фартука, который носили оперативные каменщики в средние века. Несколько сохранившихся экземпляров показывают, что фартук оперативных каменщиков был изготовлен из кожи, скорее всего из овечьей шкуры. Он был достаточно большим, чтобы покрыть владельца от груди до лодыжек, и от падение его удерживал кожаный ремешок, который надевался вокруг шеи. С каждой стороны фартука крепился ремень, который позволял каменщику завязывать фартук вокруг его талии, бант завязывался спереди и концы ремней свисали вниз. Такие грубые фартуки использовались на протяжении многих веков.  Тканый фартук, используемый современными строителями, появился сравнительно недавно - он вошел в употребление в восемнадцатом веке.


Самые ранние изображения запона, использовавшегося вольными каменщиками, можно увидеть на портрете Энтони Сэйера, первого великого мастера спекулятивного масонства (1717 год), и на иллюстрациях первой Книги конституций Андерсона (1723). В первом случае, к сожалению, видна только верхняя часть фартука, а то, что выглядит как нагрудник (верхняя часть) – приподнято. Во втором примере, Привратник, приносит в зал несколько запонов, изготовленных из кожи, с длинными завязками. Эти запоны способны покрыть мужчину от груди и до лодыжек. Запон завязывался аналогично тому, как это делали оперативные каменщики, с бантом и свисающими концами веревок спереди. Позднее, после перехода на шелковые или льняные завязки, метод завязывания был сохранен. 


Кожаный фартук был достаточно грубой выделки. И хотя, начиная с 1740 года использовались и более мягкие материалы, кожаные запоны продолжали использоваться, по крайней мере, до 1811 года. Подтверждение этому можно найти в  протоколе заседания великой ложи от 17 июля 1731 года:
 

«Мастера и стражи отдельных Лож могут отделывать свои белые кожаные запоны белым шелком и могут надевать свои Драгоценности на белых Лентах вокруг шеи.»(A.Q.C., x, p. 146.)


Это же правило было повторено в 1738 году и в последующих изданиях Конституции вплоть до редакции Нортука (1784 год), которое действовало вплоть до 1815 года.


Кроу утверждал, что к 1738 году льняные запоны вытеснил кожаные, с чем, однако, не соглашается Райленд; но оба исследователя сходятся во мнении, что с 1730-х годов некоторые каменщики экспериментировали с тканями, отличными от кожи, для своих запонов.


Мы не знаем, когда точно, очень длинные фартуки вышли из употребления. Только четыре из изображений Райленда (№№ 2, 8, 10, 23), демонстрируют спекулятивных масонов в длинных запонах. Наиболее интересным из них является № 23, датированный 1754 годом. На нем изображена группа из шести вольных каменщиков, и только один из них, одет в длинный запон. Он, по-видимому, первый страж: на его кордоне изображен уровень и верхняя часть запона – опущена. Шестая фигура, вероятно Привратник, с обнаженным мечом и без символа должности, носит запон с поднятым верхом. 


Ранняя мода носить запон с поднятым верхом вскоре впала в немилость. Клапан либо отрезался, либо опускался вниз. На иллюстрациях Райленда видны только два или три примера поднятой верхней части запона (№ 1, 1717; 23, 1754; 42, 1784). На других его рисунках №№ 1–38 не менее девяти запонов, похоже, вообще не имеют верха; а у остальных – он опущен. 


По сохранившимся запонам и иллюстрациям раннего периода, видно, что они были пошиты для ношения с поднятым верхом, и имели специальную петлю для крепления к пуговице на одежде (пиджаке, куртке или жилете). И, хотя у многих из этих старых запонов, есть специальное отверстие в верхней части, среди мастеров-масонов существовала тенденция носить клапан опущенным.


С 1731 года фартук начал принимать более удобную форму, обычно до колен. Кожа сменилась более мягкими тканями: шелком, атласом, бархатом, льном и замшей. При наличии, клапан был обрезан до треугольной формы или по полукруглой линии. Последние все чаще использовались мастерами масонами, по-видимому, чтобы отметить их отличительный ранг. Нижняя часть фартука иногда была квадратной, но обычно углы были обрезаны, чтобы образовать полукруглую линию, а кожаные ремешки были вытеснены лентами или струнами.


Согласно Дермотту (Ahiman Rezon, 1764, pp. 24-3 1), некоторые «современные» масоны, для отличия от фартука оперативных каменщиков, ввели новый способ ношения своих запонов – вверх ногами; то, что раньше было низом, теперь было закреплено вокруг живота, а нагрудник и веревки свисали вниз, таким образом, чтобы убедить зрителей, что среди них нет оперативного каменщика. Блэкхем утверждает, что эта «уловка» была введена между 1730 и 1740 годами, но продержалась недолго.


До 1760 года искусно расписанные или вышитые фартуки вошли в моду и продолжали пользоваться популярностью до объединения (великих лож) в 1813 году. Многие из этих запонов были самодельными, часто искусно украшенными, в том числе и символически. С 1760 года появились печатные и гравированные фартуки, многие из которых раскрашивались вручную. 


Тенденция украшать масонские фартуки символическим дизайном началась в 1730-х годах, а между 1740 и 1790 годами эта практика стала широко распространенной. Эти усилия были в основном неумелыми, хотя некоторые сохранившиеся экземпляры демонстрируют как высокое мастерство при их изготовлении, так и вкус владельцев. Индийские чернила, краски и вышивка часто использовались для украшения запона. Самыми популярными образами были Всевидящее Око, Колонны, циркуль и наугольник, свидетельствующие о постижении спекулятивного мастерства во второй половине восемнадцатого века. 


Райленд пишет:
 

«... к 1784 году фартук был значительно уменьшен в размерах ... в течение длительного времени существовали значительные послабления ... и не было никаких требований к единообразию. Пока материал был белым, запон мог быть украшен любым количеством масонских или других символов, не нарушающих закон, который устанавливал украшения запонов Великих Офицеров, которые использовали пурпурную окантовку на своих фартуках ... Размер становился все меньше и меньше… 
…каждый каменщик вполне мог изобрести для себя практически любой запон, который ему понравился.»


В библиотеке провинции Йоркшир (Западный уезд) находится фартук, датированный примерно 1820 годом. Он небольшой, ручной работы, из белого льна, окантованного узкой светло-голубой лентой, и других украшений на нем нет. Завязки очень длинные и сделаны из той же голубой ленты. Клапан опущен и обрезан полукругом. Кроме того, он разрезан на две половины, каждая из которых образует полукруг, а две части аккуратно окантованы голубой лентой.


Среди «Древних» (Antient Grand Lodge of England),  стало обычной практикой, изображать на своих запонах герб их собственной Великой Ложи. Масоны Атоллов (Association of Atholl Lodges) переняли моду «Модернов»; действительно, они потворствовали своей фантазии даже более свободно, чем их конкуренты, в выборе и использовании украшений. 2 сентября 1772 года ВЛ Атолла приняла следующее постановление:


«В распоряжение Великой ложи, поступила информация, что некоторые братья, в последнее время появлялись на публике в запонах с золотыми кружевами и бахромой, со многими устройствами на их фартуках и т. д., что представляется несовместимым с достоинством, уместностью и древним обычаем ремесла. Решено и приказано, что в будущем ни один из братьев, за исключением великих офицеров, не появится с золотыми кружевами, золотой бахромой, золотой вышивкой или чем-то похожим на золото на их масонской одежде или украшениях.» (Ахиман Резон, 1807, стр. 90-91.)


Это был просто запрет на золотые украшения; не было еще попытки прописать единообразие дизайна.


Голубые ленты и синий шелк
Постановление Великой Ложи от 17 марта 1721 года определило, что:
«Никто, кроме Великого Магистра, его заместителя и Великих стражей, не должен носить свои символы в золоте или позолоченный кулон с Голубыми Лентами на шеях и Белые Кожаные фартуки с Голубым Шелком; такие Фартуки также могут носить бывшие Великие офицеры».


Это было первое официальное упоминание, в котором отделка краев запона голубым шелком, изначально была закреплена за великими офицерами. Роулинсон М.С., (1740 год), упоминает: «Два запона Великих Мастеров, отделанные синим шелком с подвязками и двухдюймовыми белыми шелковыми завязками».


К 1745-50 гг. Великие Офицеры начали окантовывать свои фартуки фиолетовой лентой. Светло-синий, от которого постепенно отказались Великие Офицеры, начал использоваться мастерами-масонами для окантовки своих запонов, и, поскольку официального решения по этому вопросу (до 1815 г.) не было, запоны с голубыми краями стали довольно распространенным явлением в рядах Братства около 1745 года.
 

Единообразие в материалах, дизайне, форме и украшениях запона официально не была утверждена Объединенной Великой Ложей (Англии) до 2 марта 1814 года. Образец был представлен и согласован 2 мая; затем был издан приказ об общем единообразии. Конституцией (1815 года), (стр. 123), прописано:
 

ЗАПОН


Ученик – обычная белая кожа ягненка шириной от 14 до 16 дюймов, высотой от 12 до 14 дюймов, квадратная снизу и без орнамента; белые завязки.
 

Подмастерье – обычная белая кожа ягненка, аналогичная используемой учеником, только с добавлением двух небесно-голубых розеток внизу.
 

Мастер масон – аналогично предыдущим, с небесно-голубой подкладкой и окантовкой, шириной полтора дюйма и дополнительной розеткой на клапане. Никакие другие цвета или украшения не допускаются, кроме как для офицеров и бывших офицеров лож, которые, могут иметь соответствующие эмблемы вышитые серебром или белым в центре запона. 
 

В дальнейшем, небольшая модификация текста 1815 года была сделана за последние полтора столетия. Сегодня принято, что запон ученика, должен иметь откидывающийся верх; что две розетки подмастерья должны быть прикреплены в нижних углах запона; и что запоны мастеров-масонов должны быть окантованы лентой «не более двух дюймов в ширину», что «серебряные кисточки» должны висеть впереди и что струны (завязки) также должны быть «светло-голубыми». Также предусмотрено, что «эмблемы» «офисов» ... в центре запона», могут быть «окружены двойным кругом, в который могут быть вставлены имя и номер ложи».


Кисточки 
 

Кисточки в зачаточной форме, должно быть, появились очень рано, как естественное продолжение завязок на талии, завязанных спереди и свисающих над фартуком. Действительно, есть несколько сохранившихся примеров фартуков восемнадцатого века с широкими ленточными бантами, концы бантов окантованы, как правило, золотой бахромой, так что при перевязке спереди окаймленные концы имеют вид пары кисточек. 
 

Невозможно сказать, когда серебряные кисточки впервые появились в качестве стандартного украшения фартука мастера масона. Вероятно, они использовались и до 1841 года. Впервые они были официально прописаны в Книге конституций 1841 года (Book of Constitutions).
 

Ни Кроу, ни Райленд не смогли датировать введение металлических кисточек, и они не используются во всех масонских юрисдикциях. Кроу писал:
«Когда они были представлены, я не могу сказать, но, за исключением Австралийской и Канадской Великих Лож, которые, естественно, копируют нас – Великие Ложи Великобритании, насколько показали мои исследования, единственные Юрисдикции, которые их носят, а в случае Ирландии они убраны с запонов Великих Офицеров.» (Op. Cit., P. 30.)

 

Розетки


Происхождение розеток на запонах подмастерьев и мастеров масонов тоже неизвестно. В Англии они были сравнительно поздним введением и официально не были предписаны до 1815 года, когда они были специально разработаны для дифференциации трех градусов. Вполне вероятно, однако, что их первоначальное назначение было чисто декоративным. Существует немецкая масонская медаль или жемчужина 1744 года (или, возможно, 1755 года), на которой изображен фартук с тремя розетками.


К сожалению, в великих ложах (ни континентальных, ни британских), не сохранилось источников того периода, которые бы предписывали использование розеток, и, в сложившихся обстоятельствах мы вынуждены считать, что они были чисто декоративными. Это не исключает возможности, однако, что они могли иметь более практическое значение в ложах, в которых они носились.


Уровень или наугольник 


Похоже, не существует официального названия для наугольника или уровня, которые украшают фартук Досточтимого мастера или Бывшего досточтимого мастера. Конституции 1815 года описывали их как «перпендикулярные линии на горизонтальных линиях, образуя тем самым три набора из двух правых прямых углов», и первоначально они должны были быть из ленты шириной в дюйм. Такое же определение появляется в современных Конституциях, хотя в наши дни эти эмблемы обычно из серебра или белого металла. Они были разработаны только с целью различения досточитмого (бывшего досточтимого) мастера. 


Спекулятивная концепция запона. 


Всем изучающим данный вопрос, как молодым, так и опытным исследователям, необходимо дать следующую оговорку, прежде чем приступить к этой части нашего исследования. Современное ремесло (вольных каменщиков) по сути своей спекулятивно, и каждый масон обязательно должен быть «спекулятивен» в своих исследованиях. Однако, широко распространена тенденция, превышать разумные границы «спекулятивности» исследований и преувеличивать значения символов. Эта тенденция уже была сильно развита к концу восемнадцатого века, и, в наше время, она стала вредной как для "ремесла", так и для правильного понимания его моральных требований и учений.


К сожалению, этому невероятно преувеличенному символизму преподавали в течение почти двух веков многие искренние и знаменитые масоны, такие как Оливер, Патон, Форт Ньютон и Уилмсхерст, которые оказали большое влияние на Ремесло в свое время.


Поэтому студенты должны быть осторожны и, иметь в виду, что, по мнению ряда современных масонских ученых, такие крайности толкования символов недопустимы.


Обучение через символы является вековой традицией не только масонства, но и другими институтами современной цивилизации, например государством, церквями, вооруженными силами и т.д. Каждый из которых обладает соответствующими символами, со своими допустимыми интерпретациями.


Наиболее известное и распространенное определение масонства состоит в том, что: «масонство – это особая система морали ... проиллюстрированная символами», и Ремесло работает с ними по-своему, простым и понятным образом.


Хотя Великая Ложа никогда не санкционировала какую-либо систему толкования масонских символов, она опубликовала в 1929 году Декларацию  основных принципов, в которой она заявила о наличии ее


«…единоличной и бесспорной власти над Ремеслом или Символическими Степенями (ученик, подмастерье и мастер масон)…» (Основные принципы признания Великой Ложи, 4 сентября 1929 года, ч. 5; публикация в Масонском ежегоднике.)


Прежде чем взглянуть на запон в свете вышесказанного, целесообразно провести четкое разграничение между символами, эмблемами и значками.


Символ – это идея, знак, устройство или объект, который имеет в себе что-то еще – идею или факт, даже суждение, – который он защищает от поверхностного изучения, но который он может дать, если его изучать. Некоторые символы простые, другие очень сложные. В масонстве некоторые символы обозначают несколько смутно определенные «добродетели» или «факты», в то время как другие способны к широкой интерпретации.


Эмблема – также символическое устройство, но ее значение не должно быть обнаружено; его значение очевидно, известно и принимается по общему согласию: например, корона означает королевскую власть, а белый означает чистоту.


Значок – это знак, по которому различается человек или объект; это устройство, используемое, чтобы сделать известным членство в каком-то объединении или органе; это действительно служит его владельцу для идентификации, практически и  как его собственное имя. 


Масонство использует все три, символ, эмблему и значок, и, в некоторых случаях, символ и эмблема кажутся одинаковыми.


Во время наставления, даваемого во время инсталляции и, обращения досточитмого мастера, после возведения как в Первую, так и в третью степень, кандидат информируется, что:

  • запон – это знак; который отмечает членство в Братстве; масон всегда должен носить его в ложе;

  • запон – это «узы дружбы». Это может раскрыть его как символ (если хотите) братских добродетелей;

  • запон – это «знак невиновности/невинности». Эта концепция,  проистекает из белого цвета кожи ягненка (агнца); но, есть запоны, которые имеют и другой цвет.

Запон свидетельствует о почетном возрасте ремесла (братства). Заявления об исторической глубине братства, часто могут удивлять; но они должны быть приняты. Нельзя утверждать, что запон является символом возраста братства свободных каменщиков, за исключением того, что каменщики всегда носили фартуки. По крайней мере, кажется, что фартук является эмблемой исторического возраста каменщиков как института.


То, что в третьей степени, это знак наставнической власти, подтверждающей право мастера масона проводить обучение масонов, которые еще не достигли уровня мастера в ремесле.


На запоне могут присутствовать символы или эмблемы в качестве декоративных элементов, например лента с голубыми краями, розетки, кисточки с семью цепями. Это символы или эмблемы? Имеют ли они какую-либо ценность помимо художественных форм или украшений?


Ярые сторонники символизма учат, что все является символами: фактическая форма запона, форма его откидной части и ее положение. Однако такие суждения имеют под собой мало, если вообще имеют оснований. В лучшем случае украшения на запоне, возможно, являются символическими, но что они означают, невозможно сказать точно. Например, сказано, что окантовка голубой лентой символизирует благотворительность. Возможно это так, но милосердие является общепринятой добродетелью масонства, независимо от того, что многие фартуки имеют окантовку другого цвета. Говорят, что три розетки представляют три степени, но ни один исследователь не может подтвердить, каково их происхождение. Символическое происхождение кисточек и их семи цепочек также окутано тайной. Гораздо лучше принять вероятность того, что создатели регалий, начиная с 1830 года, изобрели симметричный дизайн фартука, поместив кисточки с их декоративными цепями по обе стороны от фартука. Наконец, даже «крючок» (змея) и «застежку» (круг) представляют символами потрясающих и мистических идей; лучшего примера «желаемого мышления» не может быть приведено. То, что эти скромные приемы, которые так часто используются во всем мире для удовлетворения потребностей в приукрашивании, должны подвергаться критическому взгляду, чтобы проверить оправданность таковых трактовок, иначе это может быть описано только как глупость.


Таким образом, запон представляет из себя ценность как самость. Хотя и представляет не только официальный знак членства в древнем и благородном обществе, но и наставлением, которое брат должен понимать и следовать – этике Ремесла, чтобы в ложе торжествовал мир, праведный, приятный и плодотворный.
 

Символические объяснения, которые практически стандартизированы в современных ритуалах, ясны, просты и полностью удовлетворительны. Безусловным правом каждого масона является поиск дальнейших толкований, которые удовлетворят его духовные потребности. Но он должен помнить строку Теннисона «Ложь крайностей» и не спешить принимать «более широкие объяснения», пока он не сможет сделать это с полной убежденностью.
 

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Достопочтенная ложа "Юпитер" №7 - регулярная масонская ложа, работающая на Востоке гор.Москвы, под юрисдикцией Объединенной великой ложи России. 

 

Является одной из старейших российских лож и преемницей традиций русского масонства 18-20 вв.

Последние обновления:

Свяжитесь с нами

  • Instagram
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now