ИСТОРИЯ РУССКОГО МАСОНСТВА

Истоки 

Масонство в России появилось в первой половине XVIII века. Зачастую, основателями масонства в России, называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Однако, эта версия не имеет документального подтверждения.

Первое достоверное упоминание о появлении первой масонской организации в России, относится к 1731 году, когда великий мастер Великой ложи Англии, лорд Ловель, назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России.

 

Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких масонских лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой ложи Англии указывается, что в 1741 году он был назначен провинциальным великим мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число русских масонов. 

С самого начала развития масонства в России, оно привлекало к себе пристальное внимание государственной власти и «внушало панический страх» обществу. Это, однако не мешало представителям высших слоев общества принимать в нем самое активное участие. Так, в различные времена существовали ложи под управлением графа Воронцова, исторические не подтверждены слухи об учреждении ложи императором Петром III. 

Новая эпоха российского масонства начинается в 1770 году, когда в Санкт-Петербурге открыта великая провинциальная ложа (от берлинской ложи "Роял Йорк"). Великим провинциальным мастером становится И.П. Елагин. С этого года появляются систематические записи по истории российского масонства. По суждению И.П. Елагина, франкмасонство в России до 1770 года не носило серьёзного характера: Обращали внимание на обрядовую сторону, слегка благотворили, занимались пустыми спорами, оканчивавшимися иногда празднествами Вакха.

"Елагинский" период 

С 1770 года, под руководством И.П. Елагина, начинаются работы великой провинциальной ложи, которая официально получает Конституцию Андерсона и И.П. Елагину выдается патент провинциального великого мастера. Под управлением великой провинциальной ложи, возглавляемой И.П. Елагиным, в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож:

  • Ложа «Муз» (мастер Елагин, Иван Перфильевич);

  • Ложа «Урании» (мастер Лукин, Владимир Игнатьевич); 

  • Ложа «Беллоны» (Несвицкий, Иван Васильевич);

  • Ложа «Астреи» (Дубянский, Яков Фёдорович);

  • Ложа «Марса» (Яссы, мастер Мелиссино, Пётр Иванович);

  • Ложа «Минервы» (барон Гартенберг);

  • Ложа «Скромности» (Санкт-Петербург);

  • Ложа «Клио» (Москва);

  • Ложа «Талии» (Москва-Полоцк);

  • Ложа «Равенства» (Москва-Санкт-Петербург);

  • Ложа «Екатерины» (Архангельск); 

  • Ложа «Трёх подпор» (Архангельск); 

  • Ложа «Эрато» (Санкт-Петербург);

  • Ложа под управлением Р. И. Воронцова (Владимир).

В мастерских работало более 400 братьев. 

 

И.П. Елагин развил активную деятельность, как в распространении франкмасонства, так и в его благоустройстве. В признание его заслуг, система стала называлась «Елагинской» и базировалась на английской и немецкой системах ритуалов и масонских структур. 

Благодаря исследованиям академиков А. Н. Пыпина и П. П. Пекарского, известны многие подробности работ лож елагинской системе, и её отличия от других систем. Академиком Пекарским были найдены подлинные ритуалы, использовавшиеся в "елагинских" ложах (переведенные И.П.Елагиным лично).

 

Следует отметить, что И.П. Елагин стремился удержать три первоначальных степени — «ученика, товарища и мастера», и если он и принял впоследствии четыре высших, рыцарских степени, то они не играли заметной роли, а были просто почетными званиями. Сам И.П. Елагин в своих «Беседах» относится отрицательно к увеличению числа степеней: "Не уповайте новых орденских степеней, ниже суетных украшений".

 

Одним из ключевых элементов "елагинской" системы являлась необходимость самопознания и нравственного самоусовершенствования и исправления всего человеческого рода. Елагинская система была чужда политики: об этом прямо говорится в бумагах Елагина, на это же указывал Н.И. Новикову и П. Б. Рейхель.

Строго говоря, И.П. Елагину не удалось построить систему, которую можно было бы выставить в противовес тем «вольтерьянским взглядам», против которых боролось масонство. Серьёзные этические, религиозные, отчасти и социальные вопросы оказались не под силу тогдашней научно-критической мысли, представленной в братстве.

Также, в начале 1770-х годов, альтернативной Елагинской масонской системе лож, стала, так называемая, «Шведская» или «Циннендорфова система». Настоящая система была основана, приехавшим из Германии в Россию бывшим гофмейстером Браунгшвейгского двора П. Б. Рейхелем. В 1772—1776 годах Рейхель основал восемь лож:

  • Ложа «Аполлона» (Санкт-Петербург),

  • Ложа «Гарпократа» (Санкт-Петербург),

  • Ложа «Аполлона» (Рига),

  • Ложа «Изиды» (Ревель),

  • Ложа «Горусы» (Санкт-Петербург),

  • Ложа «Латоны» (Санкт-Петербург),

  • Ложа «Немезиды» (Санкт-Петербург)

  • Ложа «Озириса» (Санкт-Петербург — Москва).

В 1775 году в ложу «Астрея» елагинской системы, был принят сразу в третью, мастерскую степень Николай Иванович Новиков - известный русский журнлист, издатель  и общественный деятель. О характере тогдашнего масонства мы знаем из отзывов Н.И. Новикова: ложи занимались изучением этики и стремились к самопознанию, сообразно с каждой степенью. Однако Н.И. Новиков и некоторые другие масоны не были удовлетворены существующей системой и искали более глубоких познаний, что и привело к соединению в 1776 году (вопреки воле Елагина), большинства "елагинских" лож с "рейхелевскими" (и работе в высших степенях (градусах).

Ложи объединились в единую систему, и стали называть себя «Соединённые». С 3 сентября 1776 года, они признали себя подчиненными Великой ложе Берлина «Минерва».

Созданный союз, на время оживил петербургских франкмасонов, и теснее связал их с Москвой. Однако, вышедшая в 1775 году книга «О заблуждениях и истине», Луи Клода де Сен-Мартена, имевшего огромное влияние на умы русских масонов того времени, вызвала новое движение среди свободных каменщиков, и родило стремление завязать более тесные контакты с иностранными ложами.

 

Это привело к расколу в русском франкмасонстве. По рекомендации П.Б. Рейхеля, многие ложи присоединились к "шведской" системе. При этом, сам П.Б. Рейхель, петербургская ложа (Н.И. Новиков), московская ложа князя Η. Η. Трубецкого остались верны созданному ранее союзу.

 

Таким образом в России стали существовать две системы: "рейхелевско-елагинская" и "шведская" (также известная как "циннендорфская"). В 1777 году, шведский король Густав III в ходе посещения Санкт-Петербурга, он не только посетил собрания ложи, но и посвятил в масонство великого князя Павла Петровича.

В 1778 году московская ложа князя Η. Η. Трубецкого присоединилась к Шведской системе; к ней примкнул и Николай Иванович Новиков. Ложа, членом которой он являлся, в 1779 году закрылась, а сам он переехал в Москву. Этим закончилось господство елагинской системы.

 

 

Н.И. Новиков и масонство в Москве

Значительную роль в дальнейшем развитии масонства в России сыграли - Н.И.Новико и Иоганн Щварц. Это, в первую очередь, связано с их широчайшей просветительской деятельностью.

 

И. Шварц активно поддерживал и помогал Н.И. Новикову во всех его начинаниях, давал советы, указывал книги для перевода, работал в университете и гимназии, задумал общество для распространения в России просвещения, которое и возникло в 1781 году под названием «Дружеское ученое общество»].

В 1780 году была открыта, по настоянию Новикова, тайная сиентифическая ложа «Гармония», из 9 членов — братьев внутреннего ордена, жаждавших истинного масонства и не сочувствовавших партийности.

В 1781 году, по предложению Шварца, руководители существовавших лож, не изменяя их организации, соединились в «Гармонии». Тогда же решено было отправить Шварца за границу для устройства масонских дел, так как Швеция вызывала общее недовольство.

 

В результате данной поездки, русское франкмасонство признано было независимым от Швеции, получило организацию «теоретического градуса» (по которому братья могли получать новые познания). Кроме того, было обещано оказать содействие для устройства из России самостоятельной «провинции» и приглашение на Вильгельмсбадский конвент в июле 1782 года. Все это было санкционировано великим мастером шотландских лож в Германии, герцогом Фердинандом Брауншвейгским.

 

Однако, система ритуалов осталась старая (т.н. "строгое соблюдение"). Шварц был объявлен единственным верховным предстоятелем теоретической степени соломоновых наук в России, с правом передачи этой степени другим в том числе и Новикову, но со строгим отбором. Кроме того, Шварц, сдружившийся с Вёльнером, привез от него «Познания розенкрейцерства» и право основать из избранных орден «Злато-розового креста».

16 июля 1782 года, под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского, был собран Вильгельмсбадский конвент. На конвенте присутствовали представители масонских лож Франции, верхней и нижней Германии, Австрии, Италии и России. На конвенте Россия, «во внимание к её обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших», была признана за восьмую провинцию ордена. По решению конвента, русское масонство организовалось следующим образом:

Капитул и в его главе —  провинциальный великий мастер  (вакансия, по всей вероятности, оставлена для великого князя Павла Петровича);

Приор — П. А. Татищев;

Декан — князь Ю. Н. Трубецкой;

Генеральный визитатор — князь Н. Н. Трубецкой;

Казначей — Н. И. Новиков;

Канцлер — И. Шварц;

Генеральный прокуратор — князь А. А. Черкасский.

В директории для исправления текущих дел: президент — Н. И. Новиков; члены — В. В. Чулков, И. П. Тургенев, Я. Шнейдер, Ф. П. Ключарев и Г. П. Крупенников.

Кроме того, две ложи были признаны высшими материнскими ложами. Мастерами в степени теоретического градуса Соломоновых наук были:

  • в ложе «Коронованного знамени» — П. А. Татищев;

  • в ложе «Латоны» — князь Н. Н. Трубецкой.

В 1782 году составился орден «Злато-розового креста», под начальством И.Шварца. Началась серьёзная масонская работа, как в общих ложах, так и в ордене «Злато-розового креста». Члены занимались «познанием Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения».

В 1783 году в степень ложи-матери была возведена ложа «Озириса», с князем Н.Н. Трубецким во главе; место его в «Латоне» занял Н.И. Новиков. Вскоре появилась четвёртая ложа-мать — «Сфинкс», которая порвала сношения со Швецией и присоединилась к Н.И. Новикову и И. Шварцу. Всех лож, объединившихся, насчитывалось в Москве до 20. Тогда же начались переговоры с масонами в Санкт-Петербурге, результатом которых явилось учреждение в Петербурге ложи-матери; но к объединению это не привело, а дело ограничилось только формой.

1783 год, считается годом расцвета собственно масонской и общественной работы братьев. ; в этом году открыты типографии при Дружеском обществе: две гласные и одна «тайная» — для целей собственно розенкрейцерства.

В 1784 году уходит на Восток вечный И. Шварц. Орден "розы и креста" потерял своего руководителя и, Теден, товарищ Вёльнера, посоветовал учредить вместо одного руководителя директорию из Татищева, Новикова и Трубецкого. А также избрать двух надзирателей, одного для русских, другого для иностранцев. В 1784 году директория была учреждена и были выбраны два надзирателя: Лопухин и, по совету Тедена, барон Шрёдер - бывший член ложи «Три глобуса»,.

 

Позже Вёльнер назначил барона Шрёдера на место Шварца. Уже с 1783 года главы франкмасонов мало занимались общим масонством и всецело предались розенкрейцерству. Теперь через Шрёдера они получили иероглифические знаки, аллегорическую азбуку, по которой упражнялись в отыскивании таинств высших степеней, формы присяги, «мистической таблицы» и т. д. К этому времени относится распространение розенкрейцерства и в провинциях — в Орле, Вологде, Симбирске, Могилеве.

В 1784 году из «Дружеского общества» выделилась «Типографическая компания», исключительно для печатания книг, состоявшая из 14 членов (в том числе 12 франкмасонов). Вдохновителем этой компании был Н. И. Новиков. "Дружеское общество" и "Типографическая компания" выпустили множество книг, частью общего содержания, частью масонских. В том же году, по требованию комиссии народных училищ в Петербурге, были уничтожены некоторые учебники и запрещено печатание «Истории ордена иезуитов».

 

В 1785 году к франкмасонству присоединились Н.М. Карамзин и некоторые другие известные личности. Однако, в том же году, Императрица Екатерина II, относившаяся к масонству со значительной настороженностью, предписала произвести обыск в книжной лавке Н. И. Новикова и поручила митрополиту Платону испытать Новикова в Законе Божием и осмотреть изданные им книги. Н.И. Новикова митрополит признал верным правилам церкви, но четыреста шестьдесят одно сочинение было изъято.

 

В 1786 году было почти отнято от франкмасонов школьное и больничное дело; из четырехсот шестидесяти одного подозрительного сочинения, шесть (специализировано масонских) — были уничтожены, а шестнадцать запрещено к печати и продаже. Фактически были запрещены публикация и распространение масонской литературы. Король прусский, Фридрих-Вильгельм II, ревностный масон и враг России, возводит Вёльнера в ранг своего советника, что де-факто приводит к парадоксальной ситуации- русские франкмасоны оказались в подчинении у советника руководителя враждебной державы.

В 1787 году уехал навсегда за границу барон Шрёдер; по делам ордена поехал туда и Александр Михайлович Кутузов. В этом же году особенно ярко проявилась филантропическая деятельность свободных каменщиков, помогавших голодавшему вследствие неурожая народу.

 

Розенкрейцеры, предавшись работам четвёртой, высшей степени «Теоретического градуса», мало заботились о поддержании лож общемасонских, вследствие чего к 1789 году закрылись две ложи-матери, татищевская и гагаринская, а также собрания лож иоанновских трёх степеней и некоторые ложи в провинциях. Таким образом франкмасонство все больше концентрировалось в розенкрейцерстве. С приездом в Москву главнокомандующего, князя Прозоровского, деятельность франкмасонов стала окончательно подавляться, а сами они состояли под строгим надзором.

В 1791 году Типографическая компания была закрыта.

В 1792 году были изъяты книги, из которых двадцать продавались вопреки запрещению, а восемнадцать были изданы вовсе без разрешения. В то же время, был арестован Н. И. Новиков. Заточение его в Шлиссельбурге продолжалось до 1796 года. Причина тяжкого наказания, постигшего Новикова, до сих пор неясна, вероятно это следствие близких сношений его с великим князем Павлом Петровичем. Князь Трубецкой и Тургенев высланы в дальние их деревни, с запрещением выезда; Лопухину разрешено было остаться в Москве. Прочие розенкрейцеры были только «потревожены». Проживавшим за границей за счёт франкмасонов студентам Невзорову и Колокольникову грозила ссылка в Сибирь, но по болезни они попали в больницу, где Колокольников умер, а Невзоров был помещён в дом умалишенных. Книготорговцы, имевшие у себя в продаже запрещенные книги, были помилованы. 

С возведением на царство императора Павла I, происходит значительное послабление в отношении братьев, что однако связывают не столько с симпатиями к ним императора, сколько в противопоставлении им себя своей матери. Освобожден Н.И. Новиков, снят надзор с Лопухина, разрешено свободное проживание повсюду Татищеву и Трубецкому. Происходит награждение ряда членов ордена и их временное к себе приближение. Однако возобновить работы ордена вольных каменщиков позволено не было.

 

Только в царствование Императора Александра I начинается некоторое оживление масонства, во главе которого стояли сначала Лопухин с Ковальковым и Невзоровым, а затем Α. Ф. Лабзин. 

XIX век
 

Согласно циркулярному письму от 30 сентября 1815 года, все великие ложи Европы были уведомлены об образовании на Востоке Санкт-Петербурга «Великой ложи «Астрея». Она была образована по примеру Великой ложи Англии, и учредителями ее выступили ложи: «Пётр к порядку», «Палестина» (С.-Петербург), «Изида» (Ревел) и «Нептун к надежде» (Кронштадт). Великим мастером Великой ложи "Астрея" стал граф В. В. Мусин-Пушкин-Брюс.

 

В 1817 году в европейские великие ложи было разослано второе циркулярное письмо — Свод законов. Цель союза лож, входивших в состав ВЛ Астреи, была сформулирована в учредительных документах следующим образом:

«Усовершенстовании благополучия человеков исправлением нравственности, распространением добродетели, благочестия и неколебимой верности государю и отечеству и строгим исполнением существующих в государстве законов… Эта новая великая ложа приняла представительную форму правления и отмела у себя все высшие степени, так что в состав её вошли только представители её четырёх иоанновских лож.»

 

ВЛ Астрея избрала "шведскую" систему, приняв за правило, что каждая из её лож вправе была выбрать себе любую из существующих на тот момент в Европе масонских систем ритуалов. С целью более эффективного привлечения на свою сторону масонов из других лож, ВЛ Астрея гарантировала им право свободного избрания своих должностных лиц и свободное распоряжение своими финансами.

 

Всякие поборы с мастерских, которые практиковались прежде, были отменены, за исключением сборов на благотворительные нужды. Система, к которой в поисках истинного масонства, обратился Е. Е. Эллизен (идеолог создания данного союза), была так называемая "Шрёдерова" система, названная так в честь известного реформатора масонства — Фридриха-Людвига Шрёдера (1744—1810).

 

Организационная структура, порядок и характер работ нового союза подробнейшим образом были регламентированы в «Уложении Великой ложи Астрея». Первые 16 пунктов его были приняты братьями 13 августа 1815 года. Работы над уложением продолжились и после его принятия. 20 августа того же года к документу прибавилось ещё 156 параграфов. 20 января 1816 года число параграфов увеличилось до 389.

 

В результате число параграфов «Уложения» составило 561. Характерно, что «Уложение Великой ложи Астрея» было рассчитано всего на 6 лет. Это означало, что братья отнюдь не намеревались останавливать свою законотворческую реформаторскую деятельность. Е. А. Кушелев писал в связи с этим: «Потом ещё сочинили под названием „Прибавление к книге законов“, присовокупляя к сему последнему ещё и разные дополнения. Что утвердили подписанием: первое дополнение — 14 октября 1816 года, второе дополнение — 14 апреля, третье — 21 апреля 1817 года и, наконец, четвёртое — 24 марта 1818 года».

Руководители Астреи продемонстрировали братьям свою приверженность курсу реформ в возглавляемом ими масонском сообществе. Эти же реформы, привели к выходу из ее (Астреи) состава ложи «Владимир к порядку», и присоединению к ней лож «Пламенеющая звезда» и «Соединённые друзья». Особенно влиятельной среди них была последняя, среди членов которой, в 1816 году, значились имена гвардейских офицеров Грибоедова, Чаадаева, Норова, Бенкендорфа, Пестеля

.

1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I на имя управляющего министерством внутренних дел графа В. П. Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». «Все тайные общества под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими — закрыть и учреждения их впредь не дозволять».

Реестр Великой ложи Астрея насчитывал к моменту закрытия 1404 масона, которые были объединены в 19 лож. Соперница ВЛ Астреи — Великая провинциальная ложа «Владимир к порядку» насчитывала всего 7 лож и 230 масонов.

 

11 августа 1822 года В. В. Мусин-Пушкин-Брюс известил петербургского военного генерал-губернатора, что Великая ложа Астрея и восемь зависящих от неё в Петербурге масонских лож отныне закрыты.

 

XX век
 

Масонство в России (после запрета в 1822 году), начинают возрождаться в 1905 году, когда Великий восток Франции и Великая ложа Франции открывают в Москве и Санкт-Петербурге ложи под своей юрисдикцией.

 

Сохранилась достоверная информация о ложах «Возрождение», «Северное сияние», «Полярная звезда» и «Астрея» (Великий Восток Франции). Также известна ложа «Феникс» (Великая ложа Франции).  При этом ложи были немногочисленны и общее количество братьев не превышало несколько сотен.

В 1908 году для работ в дополнительных степенях ДПШУ был открыт капитул «Астрея», работы в котором проводились с 4 по 18° ДПШУ. Ложи Великого востока Франции были закрыты в 1910 году, после появления парамасонской политической организации Великий восток народов России (ВВНР).

Причиной закрытия лож стал переход 37 (из 94) членов лож ВВФ в ВВНР. Ложи Великой ложи Франции проработали до 1917 года, и после смены власти были запрещены.

Деятельность свободных каменщиков в России, возобновилась лишь в девяностых годах 20-го века.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Достопочтенная ложа "Юпитер" №7 - регулярная масонская ложа, работающая на Востоке гор.Москвы, под юрисдикцией Объединенной великой ложи России. 

 

Является одной из старейших российских лож и преемницей традиций русского масонства 18-20 вв.

Последние обновления:

Свяжитесь с нами

  • Instagram
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now