Зодческая работа Брата М. Д.
Значение ритуала в масонстве

В этой работе я хотел бы рассмотреть ритуал как главную составляющую масонства.

 

Ритуал представляет собой последовательное выполнение действий помогающих исполнить задуманное правильно и более осмысленно.      

 

Каждый человек осуществляет те или иные последовательные действия в своей жизни, которые воспринимаются как ритуал. Для каждого осуществляющего эту последовательность действий характерно достижение той цели, которую он ставит перед собой.

 Спортсмен, выполняющий на тренировке одни и те же упражнения, готовит себя к соревнованиям, на которых он должен повторить все те же действия единственно правильно. Насколько эта правильность может получиться у спортсмена, зависит от понимания целей и задач, ставящихся перед спортсменом. Для спортсмена подобная цель, это победа в соревнованиях, чемпионатах, установление рекорда.

 

Подобных примеров с ритуальными действиями мы можем найти достаточно много. Можно даже сказать, что вся жизнь человека пронизана теми или иными ритуалами, большими и малыми.

Вставая утром, и начиная готовиться к выходу на работу, мы совершаем одни и те же действия, фактически это один и тот же ритуал, которому мы не придаём особого значения, но который практически неизменен. Мы редко задумываемся над тем, что это тот же самый социальный ритуал. Просто мы привыкаем к этой запрограммированной последовательности и не обращаем внимание на эти действия как на ритуал. Хотя это и есть одна из простейших форм ритуала. В течение дня нам приходиться не раз проводить подобные обязательные и последовательные малые ритуалы, которые обеспечивают нам вспомогательные функции для удачного выполнения обязанностей сопровождающих один день нашей жизни, и всю жизнь в целом.

 

Может показаться, что автор работы несколько оригинально смотрит на человеческую жизнедеятельность и на свершаемые действия человеком. На это я могу возразить многочисленными исследованиями в этой области, показывающими, что человек не смог бы осуществлять контролируемую и осмысленную деятельность, да ещё и с логичным результатом. Лишь поставленная перед собой чёткая цель и выверенные действия, способны осуществить задуманное, принести пользу и дать искомое.

 

Рассмотрим, к примеру похоронный ритуал, существующий у разных народов и по разному проводимый. Он представляет собой последовательное действие, целью которого является прощание с покойным и погребение его как подобает обычаям места проживания и укладам того общества членом которого он являлся.

В каждом месте считается недопустимым отклонения от сложившихся за века, а иногда и за тысячелетия правил. Ритуал, или обряд, должен быть выполнен в точном соответствии с этими правилами, ибо это соответствует воззрениям людей и их пониманию традиции.

Тут мы встречаемся с традицией, суть которой и есть в хранении и передаче той информации, которую необходимо сохранять неизменной

для понимания того, что данная форма проведения обряда есть правильная и соответствующая канонам и укладу общества её хранящую.

 

Поскольку моя работа посвящена масонским ритуалам, то то небольшое вступление, которое было сделано, считаю необходимым для понимания всей работы в целом.

 

Сам по себе ритуал возник не в масонстве конечно же, он появился задолго до появления масонства как такового. Но он настолько явно ассоциируется с масонством, что трудно представить масонство без него.

 

Ритуал в масонстве представляет собой ту организующую форму, без которой функционирование ложи было бы невозможно.

Он дисциплинирует братьев и выстраивает определённый порядок, настраивая всех братьев на одну частоту звучания. Он как ноты с музыкальным произведением организовывает все музыкальные инструменты для исполнения той музыкальной композиции, которая может зазвучать, так как она должна зазвучать в отлаженном и сыгранном коллективе.

 

 Сыгранность представляет собой исполнение каждым братом своей партии только в единственно возможном и совершенном варианте исполнения. И никак не иначе. Ритуал «не зазвучит» до той поры пока не произойдёт понимание каждым из нас важности происходящего в нём.

 

Как порой от проделанной работы наступает чувство удовлетворения тем, что всё сделано как должно, также и мы ощущаем внутренний подъём от точно выполненного ритуала и проведённой как должно работы.

 

Смысл выполненного ритуала в точности и совершенности понимается нами как обязательное соблюдение традиции, которая предписывает неуклонное исполнение его во всех деталях. Ибо если начать пропускать мелочи, которых на самом деле нет в ритуале, то ритуал отмирает сначала в этих мелочах и впоследствии становится бессмысленной формой, лишенной содержания.

 

Во всех обществах традиция предписывала неукоснительное соблюдение ритуалов/обрядов. Необходимость этого соблюдения заключалась не только в сохранении аутентичности, но и в возможности продолжения существования того сообщества, которое использовало ритуал как одну из главных своих составляющих.

 

Последовательность, положенная в основу ритуальных действий в масонстве, определённым образом символизирует солярный принцип, который положен в основу многих ритуальных действий разных народов. Прямым указанием на действия в ритуале является для нас табель, в котором полярность проистекает с начала ритуала, т. е. в виде начала работ, открываемых на Востоке ложи, а затем плавно перетекает на Юг и

оканчивается на Западе, символическом месте захода солнца.

Солярный принцип лежит во всех перемещениях в ложе, которые осуществляются по часовой стрелке, точно также как светило движется по небосклону. Подобная полярность может быть встречена нами и в культах первобытных обществ, и в религиозной конфессиональной практике проведения обрядов, что само по себе говорит нам об общих принципах понимания ритуала как общей основы многих религиозных и социальных сообществ.

Мы конечно же не являемся религиозным сообществом, и путь, по которому мы идём, это путь добродетели на основе данного нам учения, выраженного в наставлениях, аллегориях и символах.

Это учение призывает нас к стремлению через ритуал воспринимать наставления, которые совмещённые с последовательным порядком действий, оказывают на наш внутренний мир облагораживающее воздействие.

 

Наша главная задача как масонов, неукоснительно исполнять положенный в ритуал порядок, ибо он есть единственно правильный и на все времена, применительно к нашей традиции, единственный. Благодаря чёткости и слаженности действий в нём идёт передача знаний, передача духа, царящего в наших Храмах. Наша традиция, пожалуй, одна из немногих, которая сохранила и обеспечила ключевые аспекты передачи за счёт ритуала. Нам невозможно было бы постигнуть той глубины, той сокровенной сути, царящей в Храмах, если бы мы были лишены осмысленных действий, производимых нами.

 

Так будем следить за чистотой ритуала и хранить его как залог сохранения всей нашей традиции.

 

 

 

Я сказал

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Достопочтенная ложа "Юпитер" №7 - регулярная масонская ложа, работающая на Востоке гор.Москвы, под юрисдикцией Объединенной великой ложи России. 

 

Является одной из старейших российских лож и преемницей традиций русского масонства 18-20 вв.

Последние обновления:

Свяжитесь с нами

  • Instagram
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now